Согласно марксу человеческую историю можно разделить на пять формаций

Великий немецкий философ и политический экономист Карл Маркс предложил свою теорию пяти формаций человеческой истории. В своих работах, таких как «Капитал» и «Коммунистический Манифест», Маркс рассматривал развитие общества от первобытной коммунистической формации до коммунизма, представляющего собой высшую стадию общественного развития.

Первой формацией, согласно Марксу, является первобытная коммунистическая формация, которая характеризуется примитивным общинным строем. Здесь каждый работает в соответствии с своими способностями и получает ресурсы в зависимости от своих потребностей. Эта формация не имеет частной собственности и классового разделения.

Второй формацией является рабовладельческая формация. Она возникла в Древнем Риме и характеризуется наличием двух основных классов — рабовладельцев и рабов. Рабовладельческая формация основывается на эксплуатации рабов для производства товаров.

Третьей, согласно Марксу, является феодальная формация. Эта формация была характерна для средневековья и основывалась на системе личной зависимости и феодальной собственности. Феодалы эксплуатировали крестьян, предоставляя им землю и защиту в обмен на труд и отчисления в виде продуктов.

Маркс о пяти формациях истории человечества

Карл Маркс, известный немецкий философ и экономист, разработал теорию о пяти формациях истории человечества. Он считал, что каждая формация представляет собой определенный этап в развитии общества и имеет свои особенности.

Первая формация, по Марксу, это дикообразование. В этой формации люди живут в условиях первобытного общества, охотятся на животных и собирают плоды для выживания. Характерной чертой дикообразования является общность собственности, отсутствие частной собственности на средства производства.

Вторая формация — рабовладельческая. Здесь происходит разделение общества на два класса — рабовладельцев и рабов. Рабы — это основной источник богатства, а рабовладельцы контролируют собственность и используют рабов для производства. Рабовладельческая формация характеризуется высоким уровнем неравенства и эксплуатации, при которой рабы находятся в полной зависимости от своих владельцев.

Третьей формацией по Марксу является феодализм. Она возникает в результате разрушения рабовладельческой системы и характеризуется вассальными отношениями и стратификацией общества. Феодализм основан на владении землей и контроле над крестьянами, которые отдавали свои продукты и услуги взамен за защиту и обеспечение.

Индустриальная формация — четвертая по счету, представляет собой период индустриальной революции и развития капитализма. Она основана на частной собственности на средства производства, зависимости работников от капиталистов и массовом производстве товаров. Эта формация создает глубокую социальную дифференциацию и эксплуатацию трудящегося класса.

Пятая формация, которую Маркс называет коммунистической, рассматривается как конечная стадия развития общества. В ней устанавливается общественная собственность на средства производства, и каждый получает возможность свободно распоряжаться своими способностями в рамках коллективного блага. В коммунистической формации исчезает неравенство и эксплуатация, и все члены общества живут в гармонии и равенстве.

Маркс считал, что развитие общества проходит через эти пять формаций, и каждая последующая формация возникает из противоречий и противостояния предыдущей.

Доклассовое общество: первобытная коммуна

Основной характеристикой первобытной коммуны являлась общность собственности. Все ресурсы, такие как земля, вода, леса, были общими и доступными для всех членов общины. Никто не имел права на приватную собственность и однородный закон распределял богатства между участниками коммуны.

В первобытной коммуне существовали общие правила и нормы, которые регулировали поведение всех ее членов. Все важные решения принимались коллективно, на основе консенсуса. Не было государства или централизованной власти, и все проблемы решались путем общения и согласования.

Труд в первобытной коммуне был коллективным. Люди совместно охотились, собирали плоды, строили жилища и занимались обработкой земли. Разделение труда еще не существовало, и каждый член общины участвовал во всех видах деятельности.

Семья в первобытной коммуне имела коллективный характер. Люди жили вместе в больших группах, состоящих из родственников и соседей. Браки обычно заключались внутри общины, и потомство считалось общественным.

В первобытной коммуне не было развитой формы письма и технологий, и передача знаний осуществлялась устным путем. Однако люди вели активную социальную жизнь, общаясь, танцуя, пения и празднуя различные события и ритуалы.

Первобытная коммуна являлась основой для последующих формаций общества и играла важную роль в развитии человеческой цивилизации.

Рабовладельческая формация: древняя Греция и Рим

В древней Греции рабство сыграло значительную роль в экономике и культуре. Рабами в Греции были пленные войны, долги, а также дети рабов. Рабы выполняли различные работы, включая сельское хозяйство, ремесла, домашнюю работу и службу в домашнем хозяйстве. Однако, некоторые рабы имели возможность обрести свободу через выкуп или службу в армии.

В Римской империи рабство также было важной составляющей экономики. Рабы использовались в аграрном секторе, мастерских, домашнем хозяйстве, а также в качестве служащих и гладиаторов. Римский раб был полностью зависимым от своего владельца и не имел никаких прав. Однако, некоторые рабы имели возможность получить свободу через особые церемонии или благородную службу.

Рабовладельческая формация в Греции и Риме привела к богатству и процветанию этих государств. Однако она также создала острые социальные противоречия и в конечном итоге привела к их разрушению, смене формаций и переходу к следующим стадиям истории.

Феодальная формация: средневековая Европа

Основной особенностью феодальной формации была неоднородность общества и феодальная иерархия. Эта иерархия строилась на основе вассальных отношений, при которых некоторые люди, называемые вассалами, предоставляли услуги и верность господам, называемым сюзеренами, в обмен на защиту и землю. Таким образом, население разделялось на различные социальные классы, такие как владельцы земли, крестьяне и зависимые рабочие.

Другой важной чертой феодальной формации была самодостаточность. Феодальные господства были эффективными экономическими единицами, в которых сельское хозяйство было основным сектором. Крестьяне работали на земле своих господ, а часть их продукции шла на оплату владельцам земли.

Политические отношения в феодальной формации основывались на владении землей. Вассалы обязаны были предоставлять военные и финансовые услуги своим сюзеренам в обмен на защиту. Эта система вассальных отношений обеспечивала стабильность и оборону средневековых европейских государств.

Средневековая Европа была сильно религиозной и культурной сферой. Христианство играло важную роль в жизни людей и было основным религиозным убеждением. Католическая церковь, а впоследствии и протестантская реформация, имели значительное влияние на общество и политику.

Феодальная формация в Европе завершилась с появлением капитализма в XVI веке. Капитализм принес с собой новые социальные и экономические отношения, оставив феодальный строй в прошлом.

Капиталистическая формация: эпоха промышленной революции

Промышленная революция стала точкой перелома в истории человечества, когда произошли значительные технологические, экономические и социальные изменения. Индустриальные процессы были преобразованы благодаря появлению новых машин и технологий, что привело к увеличению производительности труда.

Капитализм основывается на собственности средств производства, особенно на предприятиях и фабриках, которые принадлежат частным лицам или корпорациям. В этой системе, капитал и труд являются основными факторами производства, где капиталисты вкладывают свой капитал для получения прибыли, а рабочие продают свой труд для получения зарплаты.

Капитализм отличается от предыдущих формаций тем, что производство стало независимым от домашней сферы, а товары стали производиться на фабриках в больших масштабах. Кроме того, в капиталистической формации появилась потребность в непрерывном развитии производительных сил и постоянном росте прибыли.

Экономическая конкуренция стала двигателем капитализма, вызывая появление корпораций, монополий и биржевых операций. Расширение рынков и экспорт товаров стало приоритетной задачей для капиталистов, что привело к глобализации экономики.

Капиталистическая формация привнесла в современное общество новые социально-экономические отношения, такие как рабочая занятость на условиях наемного труда и специализация рабочего процесса. Однако, она также создала социальные неравенства и классовые конфликты, что способствовало появлению социалистических и коммунистических идей о более справедливом распределении богатства.

Социалистическая формация: строительство социализма и коммунизма

Социалистическая формация представляет собой следующую стадию развития человеческой истории после капиталистической формации. Она характеризуется строительством и развитием социализма с последующим переходом к коммунизму.

Основной принцип социализма состоит в том, что средства производства переходят в общественную собственность и становятся доступными для всех членов общества. Это позволяет устранить эксплуатацию одних людей другими и достичь полной социальной справедливости.

В период строительства социализма происходит коллективизация сельского хозяйства и национализация крупных промышленных предприятий. Целью этих мер является установление равенства и справедливости в доступе к ресурсам и возможностям развития.

Основными принципами социалистического общества являются равенство, сотрудничество и борьба с неравенством. В центре внимания ставится благополучие и полное раскрытие потенциала каждого человека.

Коммунизм как финальный этап развития социализма предполагает установление свободного общества, в котором нет эксплуатации или классовых различий. Рабочий класс полностью освобождается от связей с прошлой системой и обладает всеми средствами производства.

Строительство социализма и коммунизма представляет собой сложный и длительный процесс, требующий активного участия общества. Через постепенные перемены в социальной, экономической и политической сферах общество приближается к своей идеалу — полному равенству и справедливости.

Высшие формации общества: коммунизм и его перспективы

Коммунизм стремится к полному равенству между людьми, отсутствию эксплуатации, несправедливости и социальному классификации. Его главными принципами являются коллективизация производства, социальная справедливость, свобода и самоуправление. В коммунистическом обществе все ресурсы распределяются по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Однако коммунизм, как идеал, до сих пор не достигнут в чистом виде ни в одной стране. В прошлом были попытки создания коммунистического общества, однако они чаще всего привели к установлению авторитарных режимов и нарушению гражданских свобод. В настоящее время мы видим различные уровни социализма и практическую реализацию идеи коммунизма лишь в отдельных аспектах общества.

Необходимо отметить, что достижение коммунизма предполагает не только изменение экономических отношений и форм общественной собственности, но и преобразование мировоззрения, ценностей и поведения людей. Абсолютное равенство и справедливость, основанные на принципах коммунизма, могут быть достигнуты только при условии развития человеческого сознания и этического поведения.

Перспективы коммунизма остаются спорными среди ученых и общественных деятелей. Некоторые считают, что коммунизм является естественным развитием общества и его реализацию неизбежна в будущем, в то время как другие сомневаются в возможностях полного установления коммунизма и считают его идеей нереалистичной и идеалом вне пределов достижимости.

В конечном счете, будущее общества и перспективы коммунизма зависят от развития экономики, политики, науки и культуры, а также от воли и действий людей в формировании новой социальной организации.

Оцените статью
Journey-Club.ru